Главная /Статьи / Среди волн. Статья о художнике Айвазовском Иване Константиновиче.
Среди волн.
Статья о художнике Айвазовском Иване Константиновиче.
Пожалуй, никто из русских живописцев ни до, ни после него не любил море так страстно.
Он был обласкан русскими императорами – Николаем I, Александром II, Александром III и Николаем II и стал первым, кому было присвоено почетное звание художника Главного Морского штаба страны.
Его картина «Хаос» была куплена Папой Григорием XVI и пополнила коллекцию мировой живописи в Ватикане. «Счастье улыбнулось мне», - говорил о своей жизни великий художник.
Действительно, Иван Константинович Айвазовский прожил длинную, насыщенную и счастливую творческую жизнь. Уже к 27 годам он являлся членом петербургской, амстердамской и римской Академий художеств. Признание, слава и грандиозный успех сопровождали картины молодого живописца на всех выставках, где бы они ни проводились – в России или за границей.
Изображенное на большинстве полотен море в различных его состояниях и настроениях потрясает и завораживает, оставляя неизгладимое впечатление в душе каждого человека.
Невозможно увидеть написанные Айвазовским волны и корабли и не влюбиться в них. Сюжеты художника необыкновенно реальны не только благодаря его высокому мастерству, но и отличной зрительной памяти.
«Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину», - считал Иван Константинович.
Не только зрители, но и профессиональные художники восхищались живостью морских пейзажей Айвазовского. Также современников поражала скорость, с которой из-под его кисти выходили готовые работы. «Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы я не могу», - говорил маэстро.
Неоднократно в присутствии друзей и почитателей он начинал писать и заканчивал картину, потратив на работу всего лишь несколько часов. На ней – бушующая морская стихия или безмятежная водная гладь, ленивый шелест волн в лунном свете или кораблекрушение.
За 65 лет творческой жизни живописцем было написано около шести тысяч картин, на большинстве из которых изображено море.
Однако вниманием ценителей и знатоков искусства не были обделены и другие работы мастера. «Украинский пейзаж с чумаками при луне» (1869), «Мельницы на берегу реки. Украина» (1880) – темы украинской степи и ветряных мельниц поднимались художником особенно часто.
Горные ущелья и панорамы различных городов, А.С. Пушкин, Наполеон и Петр I – что бы ни было представлено на полотнах Айвазовского, ощущение реальности изображенного сопровождает все его картины.
И все же именно благодаря морским пейзажам мы называем Ивана Константиновича гением живописи. Замечательный русский живописец И.Н. Крамской сказал об одной из поздних работ маэстро следующее:« На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо… еще бесконечнее.
Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Действительно, «Черное море» (1881) представляет только соприкосновение воздушной и водной стихий, но отвести взгляд от этого изумительного произведения невозможно.
Жизненный путь великого художника символично закончился оставшейся незавершенной картиной «Взрыв корабля».
Соперники, последователи и подражатели так и не смогли достичь уровня мастерства И.К. Айвазовского.