Главная /Статьи /Биографии русских художников /Алексеев Федор Яковлевич



 Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824)

 
Ф. Я. Алексеев - первый русский художник городского пейзажа.
В 1766-1773 годах учился в Академии Художеств, сначала в классе живописи цветов, затем в пейзажном классе. В 1773 году получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию, заниматься живописью театральных декораций.

В Венеции Федор Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Италии.
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором в театральном училище. Оставить нелюбимое занятие художнику удалось благодаря копированию картин А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Картинной Галереи Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов картин именитых художников, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу "Российского Каналетто" и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.

Среди его работ особенно известны картины "Красная площадь в Москве" и "Соборная площадь в Московском Кремле". Федор Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, в своей красоте городского пейзажа, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. За эти картины Алексеев получает в 1794 году звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 году посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов.

В 1800 году император Павел I дает художнику Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда коллекцию картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, храмов, но главным образом - разнообразные изображения видов Московского Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Картины художника привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатные члены общества того времени.

В 1800-х годах Алексеев - уже глава класса живописи в Академии Художеств вновь вернулся к любимой им теме городского пейзажа Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех, же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план его картин. Формы стали отчетливее, объемнее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы картины "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от первого кадетского корпуса", "Вид Казанского собора в Петербурге" и "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости".

Постепенно публика забывает пожилого художника. Федор Алексеев умер как замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть художником.

В нашей галерее Вы можете приобрести репродукции картин Алексеева Федора Яковлевича